Какого вы пола? Казалось бы, простой вопрос, предполагающий два ответа: мужского или женского. Однако эти ответы становятся куда менее однозначными, когда речь заходит о сексуальной идентичности. Ведь существуют субъекты, обладающие абсолютной уверенностью по отношению к своему «настоящему полу», тогда как пол биологический воспринимается ими как «ошибка природы». Существование двух полов в науке биологии объясняется, как правило, размножением. Сексуальные органы животных отвечают этому закону природы, для каждого вида существуют определенный биологический график размножения. Один из видов, который не поддается этому «естественному закону», — человек. Существуют люди, которые оказываются вне логики размножения, идет ли речь об их выборе осознанном или бессознательном. То есть вопрос о сексуальных различиях ставится иначе. Например, особь женского пола становится гетеросексуальной женщиной не становясь при этом матерью или же особь мужского пола становится гомосексуальным мужчиной, желающим иметь ребенка. Мы можем найти множество возможных конфигураций там, где биология теряет свое детерминирующее значение. Эти необратимые изменения в области сексуальных отношений вызваны вмешательством языка. Именно тот факт, что человек вынужден использовать означающие, объясняет появление у ребенка вопросов о своем существовании: «Откуда я появился?», «Как я пришел в этот мир?» Каждый из нас ищет свой собственный ответ на эти вопросы, создает на этом месте собственный миф. Наличие языка и его символический функции превратило сексуальные отношения в мифические. Законы природы не способны более объяснить нетривиальные ответы субъекта на «базовые вопросы», такие как само существование жизни и смерти, а также сексуальных различий. В то время, как на воображаемом уровне мы находим множество репрезентаций и намеков на «сексуальные отношения», в бессознательном на этом месте мы находим только пробел, пробел в самой структуре говорящего субъекта, который Лакан обозначит своей знаменитой фразой «Сексуальных отношений не существует». Именно из этого пробела ребенок формулирует вопросы о разнице между мальчиком и девочкой. И не смотря на то, что анатомический выбор пола, настоящая воля случая, оказывается присущей субъекту еще в утробе матери, клиника показывает, что этот выбор субъектом признается далеко не всегда.
Уже в 3-м семинаре Лакан указывает нам на сомнения каждого субъекта в отношении его собственного пола. Он даже описывает структуру истерического субъекта как порой зримую формулировку вопроса «Мужчина я или женщина?». «Я женщина, рожденная в мужском теле», — вторит транcексуальный субъект. «Я мужчина, но страдаю от постоянных намеков на мою женоподобность» — жалуются некоторые психотические субъекты при появлении pousse-à-la femme, «побуждения – в сторону — женщины». Все эти ответы в той или иной мере касаются женского. Близость женского и безумия с давних пор является дискуссий с самого момента, когда мужчина и женщина появились как означающие языка. В этом мы и попытаемся разобраться, отталкиваясь от психоаналитической клиники сексуации.