джу

Вся жизнь Джо Кристмаса буквально нанизана на означающее, за которым он вынужден следовать, — «ниггер» (nigger). Его матери было восемнадцать лет, когда она встретила парня из заезжего цирка. Своему отцу она сказала, что парень — мексиканец, но «он видел на морде его черное проклятие Господа Всевышнего» [1]. Джо Кристмас не родился чернокожим, но вынужден выяснять, почему все же им является. Субъекту предстоит сформироваться на месте другого под видом означающего [2]. Означающее «ниггер» (nigger) было уготовано для Джо еще до его рождения. Еще ребенком он задается вопросом — является ли ниггером Бог, выспрашивает у чернокожего служащего приюта, как вышло, что тот — ниггер. Джо Кристмас снова и снова вынужден задаваться вопросом, каким образом вплетена в его историю черная нить, наличие которой он не может ни доказать, ни опровергнуть.

Тридцатилетний Джо завязывает отношения с Джоанной Берден, женщиной много старше его. Фигура этой женщины окутана слухами о ее необычных отношениях с чернокожими. Надо ли удивляться, что означающее привело его в её дом. На вопрос, знает ли Джо, кто его родители, он отвечает, что в одном из них течет негритянская кровь, но не знает, откуда ему это известно. И это незнание продолжает быть единственным освещенным местом, к которому он призван пробираться во что бы то ни стало.

макс

После эпизода с убийством и вынужденным побегом Джо Кристмас, чтобы пустить полицейских собак по ложному следу, выменивает у чернокожей женщины башмаки ее мужа — «черные башмаки, пропахшие негром». Выдавать истинные следы за ложные — характерная черта поведения, построенного на функции означающего — человеческого поведения. Это и подчеркивает своим действием Джо Кристмас, след «черных башмаков, пропахших негром» является его истинным следом.

[1] У. Фолкнер. Свет в августе. Особняк. М.: «Художественная литература», 1975. – с. 247.
[2] Данный вопрос рассматривается Жаком Лаканом в Семинаре 10 «Тревога».

Опубликовать в Google Plus