Самим собой — это выражение мы находим в формуле, согласно которой аналитик авторизуется только самим собой. Это принцип социального ниспровержения, принцип, который, несомненно, направлен против полномочий государства. Это принцип, и, определенно, он не относится к высказыванию (un énoncé), которое может быть сделано от первого лица. Оно тот час же становится смехотворным, когда произносится от первого лица. Представьте кого-то, кто говорит: «Я авторизуюсь только самим собой». Когда это говорится от первого лица, то становится принципом самодовольства и даже самодостаточности. Это нужно говорить лишь так: «Аналитик авторизуется только самим собой» (в третьем лице). Можно было бы даже сказать, прибегая к разговорному выражению: «Делать (faire) из себя аналитика». В этом случае акцент ставится на том, кто это делает, и принципиально отличается от установления в должности (instituer) аналитика. Лакан довольно ясно показал нам, что делать из себя аналитика — это не тоже самое, что устанавливать себя в должности (institution), а, наоборот, очень схоже с разжалованием (destitution). Именно это и есть то, что он назвал субъективным разжалованием и то, что имеет смысл лишь по отношению к установлению в должности. После того, как однажды такое состояние оказывается достигнутым, некое учреждение (insitution) или ассоциация становятся тем более необходимыми. Это учреждение разжалованных. Это ассоциация асоциальных, но асоциальных в плане той социальной связи, которая превалирует в городе.
То, что называют, к примеру, социализмом, — об этом в последнее время много говорят, — это прежде всего постановка акцента на самой социальной связи, и, скорее, на социальной связи в городе, то есть, если поместить себя в координаты Лакана, на дискурсе Господина. Если бы мы были немного похожи на хамелеонов, то могли бы сказать, что аналитик — это социалист. Он социалист своей собственной социальной связи. Он социалист также, как истерик — социалист, и как университетский деятель — социалист.

Жак-Ален Миллер, курс «Лакановская клиника» от 18 ноября 1981 года*
Перевод с французского Ирины Соболевой.
*Le lui-même est une expression que l’on retrouve dans la formule selon laquelle l’analyste ne s’autorise que de lui-même. Ce principe est un principe de subversion sociale, un principe qui va certainement contre le pouvoir d’Etat. C’est un principe et non exactement un énoncé qui pourrait se reprendre à la première personne. Si on le reprend à la première personne, le ridicule en apparaît tout de suite. Vous voyez quelqu’un dire: Je ne m’autorise que de moi-même… Quand c’est dit à la première personne, c’est un principe de fatuité et même de suffisance. On doit seulement dire: L’analyste ne s’autorise que de lui-même. On pourrait même dire, comme dans le parler populaire: Faire analyste. Faire analyste, ça regarde d’abord celui qui le fait. C’est très différent que de s’instituer analyste. Ce que Lacan a assez marqué, c’est que faire analyste n’est pas une institution, mais que c’est, au contraire, exactement corrélatif d’une destitution. C’est ce qu’il a appelé la destitution subjective, et qui ne prend son sens que par rapport au terme d’institution. Après quoi, une fois qu’on a atteint cet état-là, une institution ou une association est d’autant plus nécessaire. C’est l’institution du destitué. C’est une association d’asociaux, mais d’asociaux seulement par rapport au lien social qui prévaut dans la cité.
Ce qu’on appelle par exemple le socialisme — on parle beaucoup de ça en ce moment – c’est mettre tout l’accent sur le lien social, et plutôt sur le lien social de la cité, c’est-à-dire, si l’on se repère sur les coordonnées de Lacan, sur le discours du maître. Si on voulait être un peu caméléon, on pourrait dire que l’analyste est socialiste. Il est socialiste de son lien social à lui. Il est socialiste comme l’hystérique est socialiste et comme l’universitaire est socialiste. On est tous socialistes.
La clinique Lacanienne, Jacques-Alain Miller Cours du 18 novembre 1981.