Этот журнал — верхушка айсберга, заключающего в себе работу, предпринятую в течение около десяти лет. Этот айсберг не тает, он упорствует в своих перемещениях от Софии до Москвы, от Новосибирска до Риги, увеличиваясь от Санкт-Петербурга к Тиране, про­ходя через Донецк, Киев, Одессу…
— Из какой воды он сделан? — спросите вы.
— Воды желания, — отвечу я.
— Загадочный ответ! — возразите вы с полным правом.

Это и есть психоанализ: вы задаете вопрос, и тут же на смену ему приходит другой. Такое неизбежно, если речь идет о психоанализе. Аналитическая работа начинается только тогда, когда углубля­ется зазор между запросом и желанием, именно потому, что это же­лание с запросом в психоанализе не совпадают. Психоанализ выво­дит на поверхность кристалл желания из смутной воды запроса — что требует времени!

И айсберг не останавливается, а когда же Русскоязычная школа психоанализа? Я не знаю… То, что я знаю, так это то, что она постепенно образовывается, что дорога длинна и что сегодня я могу начать о ней говорить, потому что у молодых, и не только у молодых, есть личный опыт анализа лакановского направления, который не отвечает на социальный запрос, но и не остается в неведении о нем.

То есть я знаю, что если «чума», согласно метафоре Фрейда, во­шла в страны, где она долго была запрещена, ничто не гарантирует, что не произойдет того, что случилось в США, куда Фрейд сам ее импортировал, и где она превратилась в ортопедическую практику, которая подчиняет пациентов установленным нормам.

Во время глобализации нормы провозглашаются как универсаль­ные для всех. Они способствуют идеалу потребителя, который по­мещает объект на место идеала; и обрекают нас на безудержную гон­ку за приобретением последнего продукта технологий, ссылаясь на научный прогресс. Эта «универсальность» рабски и слепо отвечает законам мирового рынка. Законы нуждаются в производителях, та­ких же рабских и слепых, это называют «прогрессом», и от имени этого «прогресса» терапевтические методы объявляют фрейдовское открытие устаревшим.

Жак Лакан возвращается к острию этого открытия и делает его современным, не желая притупить зияние, обнаруженное им в глу­бине говорящего субъекта. Из-за того, что он говорит, и что о нем го­ворят еще до того, как он родился, субъект оказывается разделен: Wo Es war, soll Ich werden — это изречение Фрейда помещает каждого из нас перед выбором, и каждый выбирает, со знанием дела или нет. То, что этот выбор будет вынужденным, как, впрочем, любой выбор, нe мешает тому, что каждый оказывается ответственным за него.

Этот журнал — послание, отправленное наугад в русскоязыч­ные страны, приглашающее каждого к работе над учением Фрей­да и Лакана.

Мы благодарны Жак-Алену Миллеру за то, что он дал согласие на опубликование одного из основных текстов Ж. Лакана и своей первой лекции в России, мы также благодарны трем из преподава­телей Фрейдова Поля в русскоязычных странах за то, что они по­зволили отобрать некоторые из своих выступлений для сборника. Мы выражаем свою признательность психоаналитикам Мировой Ассоциации Психоанализа за их готовность к работе, а также колле­гам за их труд при написании и подготовке текстов данного издания.

Самым большим признанием «Психоаналитического журнала» стало бы, конечно же, его переиздание.

Я думаю, что могу от имени каждого из авторов и читателей по­благодарить редакцию, а также издателя Сергея Ходова.

И еще хотелось бы напомнить, что восьмой Семинар Жака Ла­кана, книга X «Тревога», выйдет в издательстве «Гнозис» в рамках программы «Пушкин» в переводе Александра Черноглазова в этом году.

Жюдит Миллер

ОГЛАВЛЕНИЕ

Жюдит Миллер. Предисловие
Жак Лакан. «Значение фаллоса»

ЛАКАНОВСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Жак-Ален Миллер.Что такое

СЕМИНАРЫ ФРЕЙДОВА ПОЛЯ В РОССИИ И УКРАИНЕ

Даниэль Руа. Требование и желание
Филипп Стасс. Подход к психозу в учении Жака Лакана
Пьер-Жиль Геган. Истеричка и господин в семинаре XVII Жака Лакана

КАЛЕЙДОСКОП: РАЗНЫЕ ГРАНИ

Ан Лизи-Стивенс. Бессознательное и интерпретация
Пьер Скрябин. Страх и тревога у Чехова
Ирина Соболева. По ту сторону знания
Екатерина Остащенко. Сабина Шпильрейн: «случай психотической истерии»
Александр Черноглазов. Фраза Лакана

ВСТРЕЧА С ПСИХОАНАЛИЗОМ

Дарья Евсеева. Путешествие в страну другого
Теодора Павлова. Первая встреча с психозом в учреждении
Инга Метревели. В школе ребенка с аутизмом
Ольга Александрова. Сдать Лакана на 5 — знать Лакана на 5? или О психоанализе в университетском дискурсе
Весела Банова. Посеять неуверенность в дискурс «все возможно» .

Опубликовать в Google Plus