В седьмом номере Международного психоаналитического журнала на русском языке наш читатель встретится с двумя перекликающимися между собой текстами, написанными с разницей в 50 лет. Первый из них — это текст Жака Лакана 1958 года «Психоанализ истинный — и ложный». В этом тексте Лакан изобличает самозванство, коим является для психоаналитика использование могущества речи, тем самым обесценивая концепт, заложенный еще Фрейдом в самом основании психоаналитического акта: «В основе истинного психоанализа всегда лежит отношение человека к речи». Мы бы охотно сказали, что и «ложного» тоже, однако до этой основы ему нет никакого дела; «ложный» психоанализ, скорее, противопоставляет ей концепты, созданные вне поля своего опыта, такие как инстинкт, понимаемый как «естественная сила», или же эмоции, или идеал Я-господина и генитального развития.

Второй текст 2014 года «Бессознательное и говорящее тело» — это текст Жака-Алена Миллера, произнесенный в качестве введения в тему конгресса ВПА в Рио-де-Жанейро.

Автор возвращается к высказыванию Лакана об «отношении человека к речи» и в результате своего тщательного анализа определяет его следующим образом: «Тайна, скорее, состоит в сопряжения речи и тела». Но эта «тайна» ни в коем случае не является последним словом в анализе, ведь задача аналитической работы — зайти по ту сторону этой завесы тайны, чтобы исследовать ее исток, конденсированный Лаканом в одном понятии — наслаждение. Ж.-А. Миллер уточняет: «Наслаждение речи и наслаждение тела». Ядро любого анализа образуется в следующих координатах: каким образом для данного говорящего существа различаются и связываются между собой наслаждение речи, которое струится в образованиях бессознательного, во снах, остротах, оговорках, симптомах, и безмолвное наслаждение тела? Наш читатель без сомнения найдет в предложенных его вниманию текстах несколько ответов на этот вопрос, представленных следующим образом:

— Через понятие переноса, который связывает эти два наслаждения в фигуре психоаналитика;

— Благодаря наиболее актуальной сегодня клинике «ординарного психоза», где изучаются иные возможные способы связывания у такого говорящего тела, для которого ни бессознательное, ни бред не призваны справиться с разобщенностью этих двух захватывающих его наслаждений.

Что касается темы номера «Ординарные психозы», нашему читателю предлагается также обратить внимание на второй выпуск нашего журнала. В рубрике «Не отступая перед психозом» представлены четыре текста, в том числе статья Жака-Алена Миллера «Ординарный психоз задним числом», исследующих этот концепт и его использование в клинике.

И, наконец, в нашей постоянной рубрике Художник, речь в этот раз пойдет о фигуре Петра Павленского, художнике, который через жестокость в своих перформансах позволяет безмолвному наслаждению тела подняться до уровня мятежного крика.

Даниэль Руа,

Уполномоченный Совета Всемирной

Психоаналитической Ассоциации по Восточной Европе

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вступление

I. Жак ЛАКАН

Психоанализ истинный — и ложный

II. ЛАКАНОВСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Жак-Ален МИЛЛЕР. Бессознательное и говорящее тело в XXI веке

III. ОРДИНАРНЫЙ ПСИХОЗ

Эрбе ВАШБЕРЖЕ. От загадочного опыта до элементарного феномена

Жак БОРИ. «Осведомленный благодаря знаку»

Жан-Люк МОНЬЕ. Ординарный психоз: новый клинический подход

Инга МЕТРЕВЕЛИ. Ординарный психоз в клинике замещения

Григорий АРХИПОВ. О вялотекущей шизофрении в СССР

IV. АТЕЛЬЕ — «ЧТО ТАКОЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ?»

Жак-Ален МИЛЛЕР. Клиника под переносом

Мари-Элен БРУСС. Вступительное слово

Клинические случаи с комментариями. Михаил СТРАХОВ. Девушка с камерой

Александр ФЕДЧУК. Жизнь в сером

V. ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ

Александр СИЛКИН. Ноль вместо дыры

Константин ЗУБАХИН. Исчезающий объект

VI. ХУДОЖНИК. Петр ПАВЛЕНСКИЙ

Режиналь БЛАНШЕ. Имиджмейкеры

Режиналь БЛАНШЕ. Петр Павленский в апотропеических Афинах

Ирина МАКАРОВА. Паноптикум Павленского. Выход.

Опубликовать в Google Plus